08 декабря 2019 года    
Воскресенье | 05:08    
Главная
 Новости
Базы данных
Безопасность PC
Всё о компьютерах
Графика и дизайн
Интернет-технологии
Мобильные устройства
Операционные системы
Программирование
Программы
Связь
Сети
 Документация
Статьи
Самоучители
 Общение
Форум







Разделы / Всё о компьютерах / Другие

Правда о мини-дисках

Правда о мини-дисках

Одно из впечатляющих изобретений XX века - мини-диск (МD). Высокотехнологичный носитель, который вмещает до 5 ч музыки, до 140 Мб данных; размером меньше 3,5-дюймовой дискеты, хорошо защищен от повреждений... Мини-диск не только во многом схож с обычным музыкальным компакт-диском (CD), но и превосходит его по ряду показателей.

С самого начала разработчики Sony (а именно ей принадлежит честь изобретения формата MD) ставили перед собой задачу создать "малокалиберный" носитель для музыкальных файлов, способный вытеснить признанного фаворита аудиорынка - компакт-кассету, обойти ее по самым важным параметрам - качеству звучания и размерам. Удалось! Результатом стал заключенный в плоский миниатюрный корпус, покрытый специальным слоем диск из пластика, на который с помощью лазера записывается (и затем считывается) музыка.
Преимущества новинки перед "заслуженным ветераном" - очевидны и несомненны. Представьте: легкий, прочный и компактный мини-диск выдерживает миллион(!) перезаписей. Кассета же не способна и на тысячную долю этого. Каждое ее проигрывание ухудшает свойства аудиозаписи на магнитной ленте...

В обход CD

Не следует забывать, что Sony сама способствовала развитию CD-формата, так что ее инженерам было особенно сложно разрабатывать носитель, способный конкурировать с прочно утвердившимися на рынке компакт-дисками.
Чем же мини-диск отличается от CD? Во-первых, удобством записи. К моменту выпуска первых MD возможность самостоятельно записать музыкальный компакт-диск была практически недоступна рядовому меломану - для этого существовала только компьютерная периферия, и стоили такие устройства немалых денег (кроме того, доступ к ним, как и к любому профессиональному оборудованию, был строго ограничен). А мини-диск можно записывать непосредственно в плейере, как переносном, так и стационарном. Компьютер для этой несложной процедуры не нужен.
Во-вторых, MD - "многоразовый" носитель. Можно выборочно стирать записанную на нем информацию (скажем, не понравившуюся песню, одну из целого альбома). Для "одноразового" компакт-диска (CD-R) это невозможно в принципе, а "перезаписываемый" (CD-RW) надо либо очищать полностью, либо использовать особую подготовку к записи - форматирование, съедающее шестую часть полезного объема и достаточно трудоемкое для неопытного пользователя. И опять же - все это только с помощью компьютера.
В-третьих, на мини-диск можно записывать как музыку, так и данные (правда, с помощью специального оборудования). Для аудиофайлов и компьютерных данных выпускаются разные компакт-диски (для записи музыки можно использовать универсальные CD-R, но только в компьютерных приводах; бытовые аудио-СО-рекордеры такие диски читать отказываются).
В-четвертых, по продолжительности звучания MD не только не уступает CD, но, благодаря недавнему усовершенствованию, даже превосходит его. В-пятых, мини-диск в 2,5 раза меньше, чем CD. И наконец, прочный корпус и сдвижная шторка MD надежно защищают его рабочий слой от случайных повреждений. Очень часто пишут о сравнении звучания CD (своеобразного эталона качества звука) и его копий на различных носителях. Это справедливо. Запись на компакт-кассетах чаще всего представляет собой копию именно с CD. Логично, что и владельцы MD-плейеров сохраняют на мини-диск любимые мелодии с CD.
Чтобы на меньший по размеру носитель записать столько же музыкальной информации, как и на CD, был разработан специальный алгоритм сжатия звука с учетом особенностей человеческого слуха. Он получил название ATRAC. Записанный на MD звук немного отличается от оригинала, но не настолько, чтобы почувствовать это "невооруженным ухом". Каждая перезапись с одного мини-диска на другой приводит к накоплению ошибок и искажений, которые в определенный момент становятся заметны и на слух. Но качество звучания первых MD-копий с компакт-диска практически неотличимо от оригинала.
Утверждается, что даже непрофессиональный меломан всегда отличит МD-запись от записи на компакт-диске. А как насчет того, что известные фирмы - Yamaha, Kenwood, Denon - уже давно выпускают стационарную, предназначенную для использования в составе домашнего аудиокомплекса мини-дисковую аппаратуру Hi-Fi-класса?
МD взяли на вооружение не только "хай-файные" фирмы, но и профессиональные музыканты работающие в области развлекательного бизнеса. Сегодня ни одна серьезная группа, выезжающая на гастроли, не обходится без МD-техники. На мини-диск записывается музыкальное сопровождение, эффекты и даже "фанера". Вовсю используются MD и на радиостанциях, обширная фонотека которых собрана преимущественно на мини-дисках. Они гораздо удобнее любого другого носителя: позволяют быстро найти нужный музыкальный фрагмент или композицию, не пачкаются, не царапаются, не ломаются, не портятся от времени и занимают очень мало места.

Мини-диски для бродяг

Но все же МD-техника класса Hi-Fi - не "товар широкого потребления". Спрос на нее сдерживает и далеко не низкая цена, и необходимость иметь домашний аудио комплекс.
Куда более популярными оказались портативные мини-дисковые проигрыватели. Они гораздо меньше кассетных плейеров и имеют много преимуществ по части управления - все больше моделей снабжается пультом, который просто пристегивается к лацкану или на воротник. На миниатюрный индикатор выводятся сведения о воспроизводимом треке, исполнителе, продолжительности музыкального фрагмента. (Кстати, мини-диск содержит подробную информацию такого характера. Это еще один удар по репутации старушки-кассеты. А если учесть еще и почти мгновенный доступ к любому фрагменту, ускоренное проигрывание, возможность цикличного воспроизведения музыкального произведения и даже всего диска целиком...)
Все портативные мини-дисковые плейеры делятся на две категории: просто плейеры - воспроизводящие устройства - и рекордеры, способные самостоятельно записывать мини-диски с внешнего источника. Среди них встречаются рекордеры как с аналоговым входом, на который можно подать звуковой сигнал даже с микрофона, так и с цифровым (его еще называют S/PDIF-вход). На последние реально практически без потерь переписывать музыку с CD-проигрывателя, оснащенного S/PDIF-выходом. Можно использовать для этого даже компьютер со звуковой картой, оснащенной таким "цифровым" разъемом.
Вполне естественно, что на рынке представлены и проигрыватели для мини-дисков со встроенным радиоприемником. Как правило, в них предусмотрена даже запись с приемника на мини-диск.

Вдвое... вчетверо!
Не так давно на свет появился младший брат МD - формат MDLP. Две дополнительные буквы в названии намекают на возможность замедленного воспроизведения - Long Play. В MDLP два режима - LP2 и LP4 (время звучания мини-диска увеличивается, соответственно, в два и в четыре раза). "Удвоенная" модификация стандартного мини-диска на 74 мин "удержит" более двух часов звучания, а "учетверенная" - около 5 ч; но ведь существуют диски и на 80 мин... На качестве звука это, конечно, отражается, но не настолько, чтобы говорить о заметных потерях. Просто в звучании появляется некоторая специфика, но и только.
Появление MDLP дало возможность вдвое сократить время перезаписи с одного MD на другой (до сих пор необходимо было ждать те самые 74 мин). Но это касается только стандартного режима записи, для замедленных LP2 и LP4 придется ждать два часа (или, соответственно, пять), пока не завершится процесс.


Алексей Адаменко

 Правда о мини-дисках
Лента новостей


2006 (c) Copyright Hardline.ru