24 августа 2019 года    
Суббота | 08:56    
Главная
 Новости
Базы данных
Безопасность PC
Всё о компьютерах
Графика и дизайн
Интернет-технологии
Мобильные устройства
Операционные системы
Программирование
Программы
Связь
Сети
 Документация
Статьи
Самоучители
 Общение
Форум







Разделы / Всё о компьютерах / Другие

Зачем камерам ZOOM

Зачем камерам ZOOM

"...Камкордер оборудован мощным 23-кратным зум-объективом, позволяющим изменять масштаб настолько, что изображение ребенка, стоящего на расстоянии 40 метров от вас, займет весь экран ЖК-дисплея". Это цитата из описания новой модели miniDV-камеры Sharp, появившейся на рынке пару месяцев назад. Немало внимания уделено и другому зуму, звуковому: "...высокочувствительный микрофон изменяет свойство одновременно с оптическим зумом таким образом, чтобы удаленные голоса и звуки стали чистыми и ясными, как в жизни". Неужели зум в видеокамере настолько важен, что заслуживает, чтобы даже в описании о нем говорилось в первую очередь?


По-английски zoom означает "изменять масштаб изображения". А на практике этим словом именуют техническое ухищрение, имитирующее приближение к объекту съемки неподвижно стоящего оператора. Зум позволяет сделать лучше различимыми черты лица, подробнее рассмотреть важные детали ландшафта, укрупнить мелкие объекты и их элементы. Между прочим, мы сталкиваемся с "зумированием" ежедневно.
Как зрители, в кинофильмах и телепередачах. "Наплыв" (так это называется в профессиональной съемке) используют и теле -, и кинооператоры. Не только для того, чтобы показать объект съемки крупнее, но и как психологический прием, усиливающий эмоциональное восприятие зрителя.
С зумом имеет дело каждый владелец видеокамеры. Величина зума - одна из основных ее характеристик. Измеряют ее в разах и обозначают, например, как "х10" (10-кратный). Это значит, что объект съемки, занимающий всего лишь десятую часть (по высоте) экрана дисплея или видоискателя камеры, при использовании зума займет весь экран. Понятно, что, чем больше величина зума, тем дальше вы можете отступить от объекта. Определить, какой зум у камеры, легко - достаточно внимательно на нее взглянуть. Там на видном месте крупно написано что-нибудь вроде х100, х300 или даже х600. (600-кратный зум! Так и представляется съемка старта космического корабля или ядерных испытаний без вреда для оператора. Осторожнее. Таких "бесконечных" зумов в природе не существует.) Настоящее значение указывают на объективе или в описании камеры. Тогда что означают эти гигантские цифры? Чтобы ответить на этот вопрос, придется рассказать, какие бывают зум-объективы.

Оптический
Это настоящий, "честный" зум. Благодаря системе подвижных линз в объективе изображение объекта съемки действительно можно увеличить (приблизить). Но оптический зум у цифровых видеокамер, как правило, невелик. Обычно - 10-кратный, реже - х20, и уж совсем редко - х25. Чем больше величина оптического зума, тем больше объектив и, следовательно, сама видеокамера. Если для относительно крупных камер Sony формата Digital 8 значение х25 - норма, то для небольших miniDV-камер, и уж тем более, для сверхпортативных карманных вроде JVC GR-DVP3 даже значение х!5 - большое достижение. Подавляющее большинство "минидивишек" оснащено десятикратным зум-объективом. Исключение составляют лишь несколько моделей, среди которых отметим NV-DS15/NV-DS25 (х20)и сменившие их NV-DS28/NV-DS38 (х!5) от Panasonic. Кстати, именно из-за стремления уменьшить размер 28-й и 38-й моделей разработчики компании решили отказаться от 20-кратного зума в пользу 15-кратного, все равно сохранив его увеличение одним из самых высоких в этом классе устройств.

Электронный
О, это очень "лукавый" зум! Ибо его впечатляющие "масштабы" на деле представляют собой результат цифровой обработки изображения. Суть ее несложна - центральная часть картинки "растягивается" встроенной программой до тех пор, пока не займет весь кадр. Чем больше электронная кратность, тем меньшая часть изображения выбирается, и тем сильнее она растягивается. В результате изображение становится похожим на размытую мозаику даже при 10-кратном электронном увеличении. Думаю, вы можете себе представить сделанное таким способом масштабирование в 100 и тем более 600 раз. Впрочем, благодаря постоянно совершенствующимся алгоритмам цифровой обработки, электронный зум небольшой кратности уже можно использовать при съемке. Например, после дополнительного увеличения изображения в 4-5 раз (вместе с х10 оптической кратность достигнет 40-50) и, с учетом самых современных программ обработки (вроде сплайновой интерполяции в камерах JVC), многие зрители почти наверняка не заметят "растяжки", особенно если объект съемки был хорошо освещен и не перегружен мелкими деталями. Кстати, видеокамеры Canon славятся именно тем, что цифровая "добавка" в них обычно не превышает х4.
Надо сказать, "бесконечный" зум пользуется популярностью не во всем мире. Скажем, в Европе почти невозможно встретить камеру с х200 и тем более 600-кратным электронным увеличением. Зато для Азии и России это нормально. Несмотря на то что электронный зум - скорее "спецэффект", чем реальное увеличение изображения, числа с двумя нулями вовсю используются как основа рекламных компаний. Их стараются подчеркнуть продавцы, расхваливая камеры перед покупателем. Не волнуйтесь, электронный зум в камере можно отключить, оставив только оптический, либо выбрать приемлемое его значение. Например, обычный для камер JVC набор вариантов - x10, x40, xl00. А если некогда или лень копаться в меню, обращайте внимание на момент включения цифрового зума. Его индикация всегда есть в видоискателе.

Голоса вдалеке
Итак, "наехать" на объект съемки легко. А вот что делать со звуком? Любовную сцену или битву на мечах можно снять издалека, но как при этом записать голоса и шумы? Опытный оператор, недолго раздумывая, подсоединит к камере микрофон и подтащит его поближе к говорящим. Но... Во-первых, далеко не во всякой камере есть гнездо для внешнего микрофона. А во-вторых, "звезда" не всегда должна знать, что ее снимают. Конечно, можно приобрести направленный микрофон (помните, с прозрачной "тарелкой", как в шпионских фильмах?) Но такой аксессуар нестандартен, и его еще придется поискать. И потом, стоит перейти на съемку ближних планов, как вновь придется менять микрофон. Неудобно.
Оказывается, некоторые фирмы уже решили проблему записи звука при съемке удаленных объектов. Например, в стандартную комплектацию последних моделей miniDV-камер Sharp входит зумируемый микрофон. Он изменяет диаграмму направленности от широкой до узкой в соответствии со значением зума объектива. Иными словами, пока вы снимаете ближние планы, микрофон улавливает звуки только рядом с камерой. Но стоит вам приблизить дальний объект, как звуки, идущие от него, тотчас станут громче и разборчивее. Компания Panasonic пошла еще дальше. В отличие от шарповских "минидивишек", где микрофон хоть и красив, но крепится снаружи, в Panasonic NV-DS15 и NV-DS25 зумируемый микрофон встроен. Это позволило не только сохранить небольшим размер камеры, но и сделать ее очень удобной в эксплуатации. Согласитесь, вместо того, чтобы думать, какой микрофон использовать, лучше полностью сосредоточиться на съемке. Модели NV-DS28 и NV-DS38 Panasonic оснастила еще более эффективным микрофоном. В момент, когда съемка ведется на максимальных значениях зума, стереомикрофон переключается в режим "моно" (на расстоянии нескольких десятков метров право/лево для звука уже не имеет значения, а общая чувствительность микрофона повышается). Дополнительно включается специальный алгоритм обработки, который "вырезает" звуки низкой частоты, испускаемые близко расположенными источниками (обычно забивающие удаленный звук), и усиливает сред нечастотны и диапазон. Эффективность такого микрофона - просто потрясающая.
На этом рассказ о зуме не закончен. Ведь ничего еще не сказано об увеличении фрагментов уже отснятого изображения. Такой возможностью обладают даже телевизоры и DVD-плейеры... Но об этом - в следующий раз.


Алексей Адаменко

 Зачем камерам ZOOM
Лента новостей


2006 (c) Copyright Hardline.ru