18 августа 2019 года    
Воскресенье | 07:46    
Главная
 Новости
Базы данных
Безопасность PC
Всё о компьютерах
Графика и дизайн
Интернет-технологии
Мобильные устройства
Операционные системы
Программирование
Программы
Связь
Сети
 Документация
Статьи
Самоучители
 Общение
Форум







Разделы / Всё о компьютерах / Другие

Поделись учебником своим

Поделись учебником своим
Юрий Анищенко

Цифровые технологии, все активнее проникающие в различные сферы человеческой жизни, добрались и до системы образования. Среды разработки обучающих мультимедиа-приложений становятся одним из приоритетных направлений разработок софтверных компаний.

Мир переживает настоящий бум на рынке средств и технологий компьютерного обучения. Россию он пока коснулся в меньшей степени, чем стран Запада, но это всего лишь следствие недостаточного уровня развития информационной инфраструктуры. С другой стороны, доступ к персональным компьютерам, а также локальным и глобальным сетям сегодня имеют уже миллионы наших сограждан. Это значит, что настало время приниматься за собственные разработки в сфере образования. Как показывает опыт последних лет, пионеры отечественного рынка уже уверенно занимают свою нишу. Причем среди них оказываются не только разработчики обучающих мультимедиа-приложений, но и производители самих средств для создания подобных продуктов.

ТЕСТИРУЮТСЯ:
  • Macromedia Authorware 6
  • HyperMethod 3.5
  • ToolBook 8.1

Существующие инструменты для подготовки интерактивных программных продуктов, использующих в процессе обучения пользователей все богатство мультимедийных технологий, позволяют работать с ними не только опытным программистам, но и тем, кто никогда ранее не сталкивался с написанием программ. Например, институтскому профессору больше не надо стучаться в двери издательств, чтобы опубликовать свой учебник. Без особого труда он установит на свой компьютер один из описываемых ниже пакетов и, не спеша, переведет накопленный за годы работы методический материал в электронную форму. Студенты будут только рады!

Поэтому сегодня мы предлагаем вам познакомиться с наиболее интересными пакетами для создания собственных мультимедийных обучающих продуктов — Macromedia Authorware 6, ToolBook 8.1 и HyperMethod 3.5, причем последний из перечисленных является плодом творческих усилий отечественных специалистов. Данные продукты любезно предоставлены компанией SoftLine, являющейся ведущим поставщиком программного обеспечения в России и странах СНГ. Помимо того, что она поддерживает крупнейший в Восточной Европе Интернет-магазин по продаже ПО, компания сама участвует в образовательном процессе, оказывая своим клиентам консультационную помощь и техническую поддержку, а также предоставляя возможность комплексного обучения IT-специалистов в собственном учебном центре.

 Электронное образование

Специалисты в области образования всего мира сходятся во мнении, что наиболее динамично в ближайшие десятилетия будет развиваться та часть их отрасли, которая связана с применением компьютерных систем и глобальных сетей. Новые возможности появились благодаря умелому сочетанию сразу нескольких элементов: классического дистанционного обучения (как на Западе, так и в бывшем Советском Союзе на протяжении десятилетий практиковалась учеба «по почте»), интерактивных электронных справочников, а также способностей современных компьютеров обрабатывать мультимедийные приложения. В результате новейшие методы преподавания распространились самым широким образом. Это и интерактивные учебники для самостоятельного освоения какого-либо предмета (лингвистические курсы, компьютерные репетиторы и т. п.), и курсы лекций, читающиеся на основе электронных пособий, в различных учебных заведениях. В глобальном масштабе в Интернет открываются даже виртуальные университеты, дающие такое же образование, что и реальные, только без жесткого графика посещения занятий и за существенно меньшую плату.

Простота и доступность электронных курсов сделали их весьма эффективным инструментом для обучения без отрыва от производства. Представьте себе, что целая компания переводит весь свой документооборот в цифровую форму, скажем, с использованием серверов Microsoft Exchange или продукции семейства Lotus. Как быстро и с минимальными затратами переучить несколько сотен человек, привыкших иметь дело исключительно с бумажными носителями? Отправить их всех на курсы с отрывом от производства нереально, равно как и приставить к каждому отделу по человеку-инструктору. Вместе с тем решение просто и очевидно: кроме программного обеспечения, необходимого для создания новой системы, руководство дополнительно закупает компакт-диск с соответствующим учебником. За день-другой все пользователи самостоятельно и независимо друг от друга пройдут курс переквалификации, сэкономив тем самым свои нервы и время, а также средства компании.

Отрадно, что в процесс производства мультимедийных учебных программ вовремя успели включиться и отечественные компании-разработчики обучающего «софта».

Macromedia Authorware 6

Пакет Macromedia Authorware всегда был широко популярен среди разработчиков мультимедийных приложений и с выходом новой версии только упрочил свои позиции. Как и большинство выпускаемых компанией Macromedia программных продуктов, он ориентирован в первую очередь на сетевые и Интернет-проекты. Уникальная сфера его применения — создание обучающих систем. Macromedia Authorware подойдет как при подготовке несложного интерактивного учебника или справочника, так и при создании распределенных комплексов дистанционного обучения с выделенным центром управления, а также контроля и тысячами пользователей, проживающих в разных уголках Земного шара. Впрочем, это не означает, что при помощи данного пакета нельзя подготовить мультимедийное приложение без сетевых соединений. Напротив, одним из вариантов публикации готового проекта является его перенос на лазерные диски для последующего запуска с локальных компьютеров.

Authorware 6 органично вписывается в общую номенклатуру выпускаемых компанией Macromedia продуктов для разработчиков. Общие элементы интерфейса и простота интеграции с другими программами (как десктоп-класса, например Flash, Freehand или Director, так и серверными, вплоть до Cold Fusion и JRun) призваны максимально облегчить знакомство с пакетом для тех, кто уже имеет опыт создания проектов при помощи средств Macromedia. За счет этого Authorware 6 идеально подходит для коллективной работы с использованием широкого набора программного обеспечения; открытость и модульность архитектуры создаваемых в нем приложений позволяют вносить коррективы в разрабатываемые и даже готовые проекты «на лету» без риска повредить не затрагиваемые редактированием части. Особое внимание создателями пакета было уделено вопросу синхронизации различных источников данных; традиционной проблеме мультимедийных приложений. В Macromedia Authorware 6 применяется прогрессивная схема упорядочивания как внутренних событий среды, так и внешних, вызываемых пользователем. При этом визуальные методы создания общей схемы поведения интуитивно понятны каждому, кто в состоянии составить примитивный линейный алгоритм.


В приготовленный средствами Authorware 6 тест могут входить задания семи стандартных типов.

Собственно редактор, в котором создается будущее приложение, выглядит вполне обычно для тех, кто хоть раз работал с продуктами Macromedia: привычные многим панели, наборы команд и т. п. Создание мультимедийного продукта осуществляется в нем в два этапа: проектирование и детализация. Первый включает в себя выбор типа проекта (например, обучающая программа или непосредственно тестирование пользователя), определение базовых шагов, выполняемых приложением (с учетом ветвящихся структур), а также настройку свойств, связанных с условиями работы и распространения. Результат представляется в виде шкалы, на которой размещаются все элементы, выглядящие как иконки. Методом обычного перетаскивания можно менять порядок их следования, создавать новые взаимосвязи и т. д. Затем наступает следующий этап: каждому участвующему в текущем сценарии объекту присваиваются значения его свойств. После чего приложение готово для тестирования внутри редактора, а после отладки всех ошибок — и к публикации.


Так выглядит страница оглавления электронного учебника, сделанного в Authorware 6.

В Macromedia Authorware 6 реализована так называемая «Публикация одной кнопкой» (One-Button Publishing), призванная автоматизировать весь процесс компиляции приложения и записи готового дистрибутива. И поскольку программа опирается на заранее заготовленный шаблон, разработчик освобождается от необходимости раз за разом отвечать на одни и те же вопросы. Основными конечными продуктами выступают Web-приложение и презентационный компакт-диск, при этом никто не ограничивает пользователя рамками предусмотренных шаблонов. Macromedia Authorware 6 в полном объеме поддерживает все современные стандарты Интернет-ориентированных систем, в т. ч. язык описания XML, элементы управления ActiveX, звук, оцифрованный и сжатый в формате MPEG.

Программа предназначена для самого широкого круга разработчиков мультимедийных приложений, но в первую очередь ею заинтересуются те из них, кто создает коммерческие проекты с высочайшими требованиями к качеству интерфейса и содержания.

Что такое мультимедиа?

Что же скрывается под термином «мультимедиа»? Существует достаточно много трактовок этого расхожего понятия, зачастую сильно отличающихся друг от друга. Однако лучше всего сущность этого явления описывает буквальный перевод: дословно multimedia означает «множественные средства передачи данных». Слово это появилось в обращении специалистов по компьютерной технике и программному обеспечению более десяти лет назад — как раз в те годы, когда вычислительные мощности РС стали более или менее достаточными для обработки динамических потоков информации (прежде всего звука и видео), а также стали выпускаться периферийные устройства, адекватно воспроизводящие эти данные. Например, первые звуковые карты не умели работать со стандартом MIDI, а видеокарты были неспособны отображать изображение в реальном цвете. Но вот все изменилось: компьютер заговорил (и запел), командная строка сменилась графическим интерфейсом, и, наконец, была достигнута многозадачность — главная составляющая любой мультимедийной технологии. Почему главная? Да потому что суть мультимедиа как раз и заключается в возможности одновременного отображения нескольких потоков информации различными средствами. Например, голос комментатора за кадром объясняет пользователю, что пытается донести до него проигрываемая анимационная вставка, в то время как в другом окне виден текст учебной статьи, обращение к которой не остановит ни аудио-, ни видеоряда. Таким образом, мультимедиа — это технология параллельной работы отличных друг от друга каналов подачи информации.

HyperMethod 3.5

Возможности пакета для мультимедийной разработки HyperMethod 3.5 не исчерпываются созданием обучающих систем. Как показала многолетняя практика, эта версия программы, равно как и предыдущие, успешно применялась для решения самого широкого круга задач: подготовки презентационных материалов (в т. ч. и на лазерных носителях), разнообразных электронных справочников и других приложений, активно использующих элементы анимации, звукового сопровождения и видеоролики. Поддержка типовых SQL-запросов позволяет рассматривать хранящуюся в созданном при помощи HyperMethod 3.5 проекте информацию как объекты абстрактной базы данных. Внутренний же механизм программы основывается на использовании популярного формата MDB. HyperMethod 3.5 позволяет добавлять в презентационный материал данные четырех типов: текстовые (в т. ч. документы с внутренней разметкой, такие, как RTF, PDF, само собой HTML; правда, информацию о поддержке Unicode обнаружить не удалось), графические (все наиболее распространенные форматы), видео (AVI и MPEG по умолчанию, для прочих на клиентскую машину требуется установить соответствующие драйверы) и звук (MIDI, WAV и MP3).

HyperMethod 3.5 распространяется в трех редакциях: стандартной, профессиональной и сетевой. Назначение последней сомнений не вызывает, а вот разница между двумя первыми оказывает основное влияние на выбор покупателя. Итак, профессиональная версия адресована тем, кто трудится не над разовым проектом, а имеет дело с конвейером типовых заданий. Здесь в первую очередь важна производительность, поэтому пакет предоставляет большой набор средств автоматизации (так называемые «ассистенты»). Второе преимущество профессиональной редакции — средства контроля и проверки, берущие на себя часть рутинной ручной работы. Наконец, здесь вы найдете и такие отсутствующие в стандартной конфигурации возможности, как обработка SQL-запросов и создание собственных библиотек функций встроенного скриптового языка.

HM Script — внутренний язык HyperMethod 3.5, созданный разработчиками программы и несовместимый с другими современными средствами написания сценариев. Его конструкции нельзя назвать легкими для понимания, особенно если речь идет о человеке, ранее не сталкивавшемся с заданиями подобного рода. Отчасти это объясняется серьезной архитектурой создаваемого приложения и вытекающей из нее сложностью его модели: HyperMethod 3.5 рассматривает каждый документ как совокупность объектов, каждый из которых в свою очередь может взаимодействовать как с пользователем, так и с другими объектами. Реакция интерфейса на внешнее воздействие называется «сообщением» и в общих чертах напоминает стандартные события в средах компонентного программирования. Впрочем, хотя все это и звучит довольно устрашающе, но на самом деле за неделю-другую практически любой пользователь гарантированно освоит принципы создания сценариев на HM Script.


Набор готовых, а также создаваемых пользователем HyperMethod 3.5 шаблонов существенно облегчает работу.

Для разработки макета будущего документа и его заполнения нужной информацией в HyperMethod 3.5 существует среда визуальной компоновки элементов. Базовая сущность любого презентационного материала называется «коллекцией» и включает в себя набор отдельных «кадров», которые можно условно представить, как страницы создаваемого электронного документа. Предусмотрено и их форматирование, в т. ч. с использованием заранее заготовленных шаблонов. Внутрь любого «кадра» помещаются те объекты, которые нужно донести до потребителя: текст, картинки, звук и т. п. Степень их интерактивности определяется разработчиком, равно как реакция документа на то или иное действие конечного пользователя. Наиболее часто объекты (а также стандартные элементы управления ActiveX) служат для навигации по структурному дереву презентации; при этом гиперссылка привязывается, например, к рисунку, через окно свойств — ни строчки программного кода писать не придется. Возможности оформления всего документа в целом в HyperMethod 3.5 довольно слабы и в основном касаются задания фоновых рисунков.


Пример теста, приготовленного в HyperMethod 3.5

При всех своих достоинствах HyperMethod 3.5 не способен выступать в роли самодостаточной среды; основная задача программы — компоновка презентации из уже готовых составных частей. В этом и заключается его главное отличие от Macromedia Authorware, позиционируемого как составная часть полностью интегрируемого программного комплекса от одного производителя. На HyperMethod 3.5 стоит обратить внимание разработчикам мультимедийных презентационных приложений, уже имеющим опыт создания проектов подобного рода и готовым потратить время на освоение новой программной архитектуры.

На пике популярности

На наших глазах происходит становление нового класса программного обеспечения (пока не получившего собственного названия) — интерактивные приложения, насыщенные мультимедийными типами данных. Несколько лет назад широкой популярностью пользовались их предшественники — компьютерные презентации, фактически представлявшие собой слайд-шоу с заранее расписанным порядком следования кадров и минимальной сопроводительной информацией. А что же появилось теперь? Многочисленные электронные книги и словари, разнообразные справочники и учебники, интерактивные комиксы и многое другое. Даже презентации сегодня стали не только на порядок красочнее и интереснее (за счет добавления мультипликации, звукового сопровождения и видеовставок), но и обрели сложные, нелинейные сценарии. Кроме того, на рынке уже появились игры, целиком сделанные при помощи технологий Macromedia Flash. И если год назад это были простенькие логические задачки или аркады, доступные через окно браузера, то сегодня речь идет о полноценных сериалах в жанре adventure.

ToolBook 8.1

Семейство программ ToolBook представляет собой среды для быстрой разработки обучающих мультимедийных продуктов, предназначенных для развертывания как на локальных компьютерах, так и в сетевых средах. Заложенная в них концепция подразумевает работу с максимально дружественными инструментами, позволяющими сосредоточить внимание не на технических аспектах реализации будущего приложения, а на его информационном наполнении. Поэтому в состав ToolBook 8.1 входит обширная библиотека готовых компонентов (общим числом в несколько сотен), из которых пользователь и собирает проект; наряду с этим пакет располагает и продвинутой средой для визуального программирования. Прибегать к его услугам разработчику придется в том случае, если создаваемый им продукт подразумевает расширенную схему взаимодействия с пользователем, описываемую языком скриптов.

Проекты ToolBook 8.1 годятся как для одноранговых систем, так и для двухуровневых, т. е. там, где имеет место централизованное управление учебным процессом, контроль за успеваемостью и т. п. По этой причине в программе реализована поддержка подавляющего большинства стандартов, описывающих поведение распределенных приложений в целом и Интернет-ориентированных в частности (в т. ч. SCORM, AICC, IMS, ADL, IEEE). ToolBook 8.1 (как Instructor, так и Assistant) поддерживает три типа публикации материала: в Web-среде без установки специальных плагинов (исключительно за счет средств HTML и стандартного Javascript), в Web-среде через устанавливаемые дополнительные плагины к браузеру и, наконец, на компакт-дисках. При этом ни структура приложения, ни поддерживаемые форматы мультимедийных данных не зависят от выбранного сценария. Специальная утилита, встроенная в среду разработки, поможет надлежащим образом скомпоновать материалы.

Как показывает практика, наиболее часто ToolBook 8.1 применяется при создании обучающих курсов, посвященных программным продуктам и технологиям, а также аппаратным средствам. Трудно сказать, чем это обусловлено; просто возьмите на заметку тот факт, что этот продукт потенциальный кандидат, например, для быстрой разработки курса переподготовки всех сотрудников организации при переходе на новую операционную систему. С другой стороны, никаких препятствий для применения программы в других сферах нет.


Начало создания интерактивного руководства пользователя.

Как уже упоминалось выше, ToolBook 8.1 позволяет создавать сценарии реакции программы на действия пользователя. Они пишутся на специальном языке OpenScript. Для наиболее взыскательных разработчиков он предоставляет такие возможности, как добавление собственных элементов в библиотеки и даже настройку свойств рабочей среды. Кроме того, ToolBook 8.1 обеспечивает приемлемый уровень интеграции с программными продуктами сторонних производителей. Так, например, в нем есть функция импортирования готовых презентаций из Microsoft PowerPoint или Macromedia Flash.

Сам процесс создания мультимедийного приложения средствами ToolBook 8.1 предельно упрощен. В основном это перетаскивание элементов из библиотек в рабочее окно, а также установка логических связей между ними. Разумеется, подавляющее большинство таких объектов поддается настройке; богатый выбор фоновых и кадровых средств оформления, навигационных панелей и т. п. придаст создаваемому приложению привлекательный внешний вид без особых затрат на дизайн. С другой стороны, ToolBook 8.1 облегчает труд пользователей и за счет автоматизации ряда процессов. Несколько Мастеров (Specialists в терминологии ToolBook 8.1) автоматически запоминают настройки и экономят время при выполнении однотипных рутинных операций.


Окончательный результат, полученный при помощи ToolBook. Быстро, просто и наглядно.

Что же касается различий между версиями Assistant и Instructor, то они заключаются прежде всего в масштабируемости создаваемых приложений, в способности подключать дополнительные компьютеры без заметной потери производительности всей системы. Кроме того, Assistant не поддерживает средств контроля за учебным классом на уровне сценариев, а также централизованного управления процессом обучения. Вообще, в облегченной версии программы отсутствует возможность написания программного кода, выполняющего свою работу незаметно для учащегося. И это вполне оправданно, потому что многие электронные учебники не требуют какой бы то ни было оценки знаний своих пользователей, а разница в стоимости между Assistant и Instructor довольно заметна.

Таким образом, программы семейства ToolBook 8.1 подойдут тем, кто планирует создавать свои обучающие продукты, но не хочет вдаваться в тонкости программирования.


Таблица оценок

Подведение итогов

Выводы напрашиваются сами собой: выбор продукта напрямую зависит от того, что вы хотите получить в итоге и сколько времени готовы потратить на достижение приемлемого результата. По универсальности применения и функциональным возможностям приложения уверенно лидирует Authorware 6. Вместе с тем цена этого пакета делает его практически недоступным для домашнего применения (хотя на корпоративном уровне это, безусловно, лучшее решение). HyperMethod 3.5 выгодно отличается вполне приемлемой ценой. Кроме того, именно в этой среде реализована самая глубокая база для внедрения в проект собственного программного кода. Если вы не слишком требовательны к дизайну окончательного продукта, отдавая предпочтение проработанности его внутреннего механизма, то, не раздумывая, берите эту программу. Наконец, ToolBook 8.1 не требует от пользователя практически никаких познаний в области программирования, что делает этот пакет идеальным выбором для профессионалов в областях знаний, отличных от сферы информационных технологий.

Благодарим за предоставленные программы компанию SoftLine.


 Поделись учебником своим
Лента новостей


2006 (c) Copyright Hardline.ru