08 декабря 2019 года    
Воскресенье | 05:10    
Главная
 Новости
Базы данных
Безопасность PC
Всё о компьютерах
Графика и дизайн
Интернет-технологии
Мобильные устройства
Операционные системы
Программирование
Программы
Связь
Сети
 Документация
Статьи
Самоучители
 Общение
Форум







Разделы / Всё о компьютерах / Другие

Генерация ландшафтов, или как стать настоящим творцом

Генерация ландшафтов, или как стать настоящим творцом
Алена Приказчикова

Если вы любитель пейзажей, ландшафтных изображений или просто ценитель прекрасного, а держать в руках карандаш или рапидограф вас так и не научили, смело можете воспользоваться программой рендеринга ландшафтных изображений Terragen v. 0.6.28.


Природные пейзажи, созданные с помощью этой программы, выглядят реалистично, как на фотографии. Большое количество настроек позволяет задавать тип ландшафта (горный, равнинный, водный), растительность, подбирать небо, освещение, точку обзора. Хотите вы построить трехмерный ландшафт или вам нужен целый 3D-мир, эта программа - один из немногих инструментов, способных справиться с такой задачей. Она позволяет создавать изображения с особой точностью, подробно прорисовывать ландшафты, окрашивать и текстурировать их. Обладая интуитивным интерфейсом, утилита учится вместе с вами делать вполне сносные изображения, которые можно использовать на Рабочем столе своего компьютера, и в то, что они не реальны, иногда бывает достаточно сложно поверить.

Для чего предназначена программа

Обладающая анимационными возможностями, программа позволяет пользователю сотворить совершенно фантастические пейзажи и миры; обладает так называемым интуитивным пользовательским интерфейсом; множество параметров Terragen придают пейзажу чрезвычайное разнообразие; специальный рендеринговый движок позволяет делать так называемые наплывы горизонтальных деталей сцены. С помощью большого количества инструментальных средств вы можете позиционировать горы и долины, произвольно изменять полученные пейзажи, модифицировать и комбинировать местности. Terragen может импортировать и экспортировать графические сведения в 8-битном режиме (кстати, вскоре и в 16-битном), имеет цветную карту "иерархической" поверхности, которую можно разделить на разные компоненты, как, например, трава и скала. Благодаря вышеперечисленным достоинствам, вы можете создать как детальную, так и комплексную сцену: озера и моря изобразить с волнами, всплесками или даже легкой рябью; с помощью генератора облаков и системы рендеринга довольно достоверно оттенить облака, и картинка будет весьма походить на трехмерную; с помощью системы реалистичного проникновения солнечного света создать великолепные закаты или оттенить слой облаков.

Термины и некоторые пояснения к ним
В этой части статьи поговорим о некоторых терминах, с которыми мы не сталкивались или касались довольно бегло при работе над нашим изображением.
Bank - угол наклона камеры. Отрицательные величины Bank соответствуют направлению часовой стрелки в обратную сторону. Мы с вами подробно не говорили о свойствах камеры, поскольку приняли ее параметры по умолчанию.
Corona - этот термин не обозначает собственно корону солнца, т. е. термин, которым привыкли пользоваться астрономы. В данном случае - это ореол вокруг солнца, который "смягчает" в созданной вами сцене края диска солнца.
Density Contrast - контраст плотности, который позволяет довольно точно изменять края облаков и делать их более резко очерченными.
Density Shift - позволяет регулировать количество облаков на небе. От изменения этих параметров, кстати, будет зависеть цвет неба. Если вы зададите большую величину, то небо станет практически серым.
Detail - уровень детализации используется для предварительного и окончательного просмотров. Мы создавали свою сцену с самым высоким уровнем детализации.
Glaciation - модифицирует пейзаж, устраняя погрешности, сглаживая в градиенте.
Surface Map - карта поверхности, аналогичная вашему изображению по текстуре, но не являющаяся собственно изображением. Карта показывает высоту и градиент, заданные пользователем.
Zoom - изменение масштаба, дает не эффект перемещения камеры ближе к цели, а изменяет угол обзора.

Работа с Terragen

Убедитесь, что ваш компьютер находится в TrueColor mode (24 или 32 бит). Если ваш компьютер находится в 16- или, того хуже, 8-битном режиме, сохраненные изображения будут довольно низкого качества. Загрузите Terragen. Когда кнопка Continue на экране станет активна, нажмите ее. Далее в рабочем окне слева, на панели инструментов, вы увидите семь закладок: Rendering Controls, Landscape, Water, Cloudscape, Atmosphere, Lighting Conditions, Last rendered Image. Это кнопки доступа к настройкам программы. В зависимости от выбранной вами закладки содержимое рабочего окна будет меняться. После нажатия кнопки Continue, в рабочем окне станут активными два диалоговых окна Rendering Control (управление свойствами изображения) и Landscape (свойства изображения).

Нажмите кнопку Generate Terrain (генерировать местность) в диалоговом окне Landscape. Первоначальные установки камеры, через которую вы видите создаваемую сцену, - Camera Settings - прекрасно подойдут для того, чтобы создать незамысловатую картинку, тем более мы с вами пока учимся. Просто нажимайте кнопку Generate Terrain - и местность будет сгенерирована. Затем нажимайте кнопку Render Preview в Rendering Control, и в окне предварительного просмотра увидите полученное изображение. Здесь ваша модель уже "одета" в текстуры и выглядит не просто схематично, а дает довольно полное представление о созданной сцене.

Вообще, советую вам пользоваться этой кнопкой после любого, самого незначительного изменения, внесенного в свойства вашего творения. Вот, собственно, и все для тех, кто ищет легких путей и не способен на фантазию, т. к. сцена получилась без неба, без солнца, без атмосферы, простой ландшафт, да и только. Однако мы с вами собираемся создать некий шедевр, не без претензии на высокое искусство.

Terragen готов к работе. картинка
Первый результат генерации местности в окне предварительного просмотра, модель уже "одета" в текстуры. картинка
Создаем слой облаков, раскрашиваем мир. картинка
Для полноты картины нам не хватает естественного солнечного освещения. картинка

Итак. Сначала сделаем самое основное - план-набросок сцены (Plan View of Terrain). В левой верхней части диалогового окна Landscape можно выбрать несколько позиций масштабирования сцены - целевое позиционирование (стандарт), детальное увеличение и уменьшение изображения. Далее выберем поверхности: трава, гористая местность или долина. Для каждого типа поверхности существуют установочные параметры, которые можно изменить вручную. Для примера выберем гористую поверхность. Высоту гор, шероховатость поверхности, различные выступы вы можете нарисовать тут же, пользуясь левой кнопкой мыши. Эта функция напоминает рисование в PaintBrush. Причем интересно то, что высоту вершин можно контролировать двумя способами (Greyscales и Colour Scales): здесь сцена представлена как вид сверху, а изменение высоты ландшафта можно просмотреть в монохромном режиме или в инфракрасном, видимо, по аналогии с тем, что структуру любого географического ландшафта определяют процессы обмена веществом и энергией. Чтобы контролировать свои действия, не забывайте после каждого изменения параметров изображения нажимать в окне Rendering Control кнопку Render Preview. Процедура обновления или генерации ландшафта в окне предварительного просмотра занимает от 10 с до 1 мин., а в окне окончательного просмотра - от 10 мин. до 2 и более часов. Теперь подробнее поговорим об опции Generate Terrain. Больше всего при генерации ландшафта нас будут интересовать методы прорисовки деталей и их параметры, такие, как Realism, Smoothing, Glaciation и Canyonism. Последние три дают эффект выравнивания или сглаживания рельефа, а если вы используете Canyonism, горы примут вид песчаных каньонов. Первый же - Realism - позволяет получить наиболее реалистичную картину, генерируя изображение таким образом, что переходы между высокими и низкими участками поверхности становятся более сглаженными. Внимание! Параметры Realism и Smoothing одновременно лучше не использовать, поскольку увлекшись сглаживанием кажущихся вам погрешностей, можно далеко уйти от реальной картины изображаемого. Методов прорисовки деталей - 5. По умолчанию задан метод Subdivide&Displace (Подразделение и Смещение). Им и воспользуемся, т. к. он, на мой взгляд, дает наиболее интересный с графической точки зрения результат. На нашей картинке не хватает неба с облаками и солнечного освещения. Посмотрим, как это сделать. Сначала разберемся со слоем облаков - Clouds Layer (это официальный термин, заявленный в программе, хотя звучит просто коряво). Чтобы перед нами появилось диалоговое окно Cloudscape, нужно нажать одноименную закладку слева на панели рабочего окна. Добавляем слой - Add Layer. Далее определяемся с размером неба, который можно задать вручную. Следующий шаг - цвет облаков - Edit Cloud Colour. С помощью опции Generate Clouds можно задать размер и количество облаков.

Для полноты картины нам не хватает естественного солнечного освещения. Обратимся еще раз к рабочему окну утилиты, где расположены основные инструментальные средства. Выбираем кнопку Lighting Conditions. Перед нами еще одно диалоговое окно, которое позволяет работать с установками солнечного света. Сначала отметим уровень нахождения диска солнца над землей. Затем определимся с цветом солнечных лучей - Colour of Sunlight. В принципе, чтобы особенно не напрягаться, можно воспользоваться опцией Realistic Sunlight Penetration System, чтобы создать более реалистичную гамму проникновения солнечного света на землю.

Далее зададим фон - Background Light. Благодаря наличию этой опции можно смоделировать тень или множество теней (Single Shadow Colour Lighting, Multi-directional Shadow Lighting), а также задать цвет тени. Здесь вы также можете смоделировать рассеянный солнечный свет, прямые солнечные лучи и отражение солнечного света на поверхности земли. Опция Sun's Appearance позволяет нарисовать собственно солнечный диск, задать его размер и размер короны солнца. Опция Lighting Atmosphere нужна для того, чтобы определить параметры атмосферы, где моделируется эффект свечения облаков, или эффект дымки. Теперь займемся прорисовкой самой атмосферы. Опция Simple Haze позволяет сымитировать атмосферную пыль, туман или водяную завесу, а также изобразить свечение вокруг солнечного диска. Atmospheric Blue - компонент, имитирующий насыщенность неба голубым цветом. Когда лучи вашего искусственно созданного солнца будут проникать через атмосферу, неплохо бы сделать их свет рассеянным (от голубого оттенка до красного), для этого нужно воспользоваться опцией Light Decay/Red. Готово.

Наконец для того, чтобы увидеть изображение в более крупном масштабе и получить полную картину, нужно нажать кнопку Render Image. Постепенно перед вами появится полная картина всего того безобразия, что вы натворили. Рендеринг может занять от 10 мин. до 2 час. и больше, так что ждите терпеливо. Зато полученный результат может превзойти все ожидания. Вот и все. Шедевр - не шедевр, зато простенько и со вкусом. С остальными инструментами и редакторами вы можете ознакомиться самостоятельно, благо основные понятия мы закрепили.

Работа с файлами

Файлы создаваемой поверхности (Terrain Files) имеют одно из двух расширений - .ter или .terrain - и занимают не более 129 Кбайт дискового пространства каждый. Atmosphere files - файлы, которые содержат информацию о свойствах атмосферы. World files - отвечают за все остальные установочные параметры, кроме Lighting Settings. Наилучший способ сохранить сгенерированное изображение полностью - сохранить один из представленных файловых типов. Чтобы загрузить полученное изображение позже, вы должны открыть все эти файлы поочереди. Некоторые установочные параметры не могут быть сохранены, но наиболее важные параметры включаются в процесс сохранения. Script Files недоступны в данной версии программы. Однако, чтобы узнать больше о структуре этих файлов, откройте файл example.tgs, который входит в пакет инсталляции Terragen. Скрипты лучше писать вручную. Чтобы пользоваться ими, выберите Execute Script в меню программы Terragen.

Что будет в следующей версии программы

Деревья разных типов, кусты, трава, иная растительность и многие другие неотъемлемые составляющие стандартного природного пейзажа. Не просто скалистая поверхность с отличной от присутствующей в предыдущей версии текстурой, валуны, но и такие детали пейзажа, как мелкие камешки, галька и т. д. Усовершенствованная система рек и озер, дождь, водопады. Улучшенная система слоя облаков, с помощью которой станет возможным на поверхности земли нарисовать тени от облаков. Теперь в небе, кроме солнечного диска, вы сможете создать или смоделировать изображение луны и планет. Такая опция, как поддержка произвольной модели, позволит помещать в создаваемое изображение произвольные объекты, такие, как, например, люди, дома, автомобили.

Всякая всячина

Чтобы создавать анимацию в Terragen, вы можете воспользоваться такими дополнительными средствами и утилитами, как Terranim, Targeter, Scripter.

Чтобы понять, как работают такие анимационные программы, рассмотрим пример утилиты Terranim - самой простой в использовании. Для начала создайте местность, желательно стандартных параметров. Идеальным для работы с Terranim будет пейзаж, окруженный со всех сторон холмами. Сохраните созданную сцену, затем загрузите Terranim и нажмите на Import Terrain. Теперь с анимационной программой можно работать. Самое главное - внимательно прописывать параметры в установках камеры: выбирайте самый оптимальный угол наклона, иначе сцена изменится до неузнаваемости и вам придется все переделывать. Не стремитесь внести кардинальные изменения в направление, сцена будет выглядеть фальшиво. Terranim сама контролирует нахождение камеры выше уровня поверхности земли, однако все же убедитесь, что утилита справилась с этой задачей, и посмотрите параметры. После того, как вы удостоверились, что путь, заданный камере, правильный, нажмите кнопку View Height Graph. После этого вы увидите схематично красную линию, которая показывает положение на карте самой местности, а черная линия - заданный камере путь. Если полученный результат вас устроил, смело приступайте к анимации облаков. Здесь можно задать силу ветра. Чтобы облака "плыли" по небу, воспользуйтесь кнопкой Enable Cloud Scrolling. Затем нажмите Calculate Frames, чтобы посмотреть количество фреймов, необходимое для анимации. Теперь полученное изображение можно сохранять. Кстати, если формат .bmp вас не устраивает, преобразуйте его в анимационный файл с помощью специальной утилиты Bink!, которую можно скачать по этому адресу. Эта утилита поможет сохранять анимированные изображения в формате .bik, картинки получатся очень хорошего качества и небольшого размера.

Все достоинства и полезные функции программы вряд ли можно описать в одной статье. Места для фантазии, придумывания дополнительных лазеек здесь хватает с избытком. Остается надеяться, что вы самостоятельно найдете для себя много интересного и полезного в Terragen. Дерзайте!

Как юзер юзеру, или Мудрые советы
  • Если при инсталляции утилиты вы неизменно получаете вместо желаемого результата вежливую отсылку "Reddesert.srfma not found", убедитесь, что ваш архиватор поддерживает длинные имена файлов. Рекомендую воспользоваться утилитой на все времена - WinZip.
  • Если при рендеринге изображения цвета "не хотят" смешиваться, убедитесь в том, что ваш монитор настроен на 24/32-битный режим работы (мы с вами уже об этом говорили).
  • Если вам кажется, что какая-то из частей сцены неверно обновилась или, скажем, некоторые части изображения вообще отсутствуют, проверьте, правильно ли вы прописали данные в установках камеры (Camera Settings).
  • Если вы хотите уменьшить время рендеринга изображения, попробуйте уменьшить уровень детализации (Detail). Хотя вам решать, что вы желаете получить - наспех сделанную картинку, чтобы повесить ее на дверь туалетной комнаты, или качественный продукт, который не стыдно будет показать даже ландшафтным дизайнерам, профессионалам своего дела. Кстати, изображение может долго обновляться только лишь из-за того, что вы захотели лицезреть ваши облака в 3D и указали это в установках.
  • Чтобы программа не выполнила недопустимую ошибку и не свела вашу работу на нет, никогда не делайте рендеринг в окончательном окне просмотра, пока не закончите всю работу с изображением.
  • Вы не можете сохранить файлы карты поверхности. Все правильно, программа не умеет этого делать. Однако следующая версия, Terragen v. 0.7, по словам разработчиков, будет иметь новую систему карт поверхности и с этой задачей успешно справится.
  • Не стоит задавать большой размер изображения. Размер 1280х960 пикселей будет оптимальным решением. Данная версия программы не поддерживает вертикальную величину более чем 1000 пикселей. Вы сможете задавать параметры, не превышающие следующие: 2000х1000, 5000х1000 и так далее.
  • Эксперименты с изменением яркости, контраста или гистограммы (столбчатая диаграмма, графическое изображение статистических распределений величины по количественному признаку) в Terragen - не очень хорошая идея, поскольку программа эмулирует цвета реального мира самостостоятельно. Однако парочку отличных эффектов можно получить, корректируя гамму цветов между величинами 0,5 и 1.

 

 Генерация ландшафтов, или как стать настоящим творцом
Лента новостей


2006 (c) Copyright Hardline.ru