25 августа 2019 года    
Воскресенье | 20:28    
Главная
 Новости
Базы данных
Безопасность PC
Всё о компьютерах
Графика и дизайн
Интернет-технологии
Мобильные устройства
Операционные системы
Программирование
Программы
Связь
Сети
 Документация
Статьи
Самоучители
 Общение
Форум







Разделы / Всё о компьютерах / Другие

DJ нового формата

DJ нового формата
Алексей Панишев

"Хорошо быть ди-джеем, - думает, наверное, "продвинутая" молодежь в пронизанном лучами стробоскопов и клубами азотного дыма сумраке дискотечного зала, - сидишь себе за пультом, диски ставишь... Девчонок вокруг видимо-невидимо... Красота! Вот мне бы так!.."


Давайте не будем вздыхать о смене моральных ценностей подрастающего поколения; о том, кем хотели стать в свое время их отцы и деды и кем хотят стать сейчас они; о том, чей труд почетнее - моряка, космонавта, бизнесмена или того же самого ди-джея. Дело ведь все в том, насколько та или иная профессия востребована и сколько усилий нужно, чтобы достичь в ней достойного, мастерского уровня. И на поверку оказывается, что профессиональная работа музыканта заставляет человека расходовать ничуть не меньше сил, таланта и времени, чем какая-нибудь другая.

"Ну хорошо, пусть музыкант, - скажет неугомонный скептик, - но ди-джей! Человек, меняющий диски! Этого-то как назвать тружеником?!"

На это можно ответить, что музыканты тоже бывают разными: одни выкладываются "до нуля" в течение двухчасового живого концерта, другие способны чуть ли не полдня скакать по сцене под фонограмму (хорошо еще, если под свою собственную). Так же различаются и ди-джеи. Одни, конечно, только и занимаются перестановкой чужих дисков в лотке проигрывателя, но не о них сейчас речь - выше уровня новогодней дискотеки в местном ПТУ (или, как их стало модно называть, техническом лицее) им все равно не подняться. Поговорим о других ди-джеях, работа которых требует творческого подхода, серьезных знаний и значительной доли упорства. Поговорим о том, что нужно для того, чтобы делать композиции для дискотек (с применением домашнего компьютера) самостоятельно.

Некоторые ди-джеи, особенно на Западе, даже выступления в клубах и барах проводят вживую - при помощи верного синтезатора; максимум технологичности, который они позволяют себе, - использование заранее подготовленных на компьютере фрагментов, с трудом воспроизводимых в реальном времени (наложение, скажем, особо сложных аудиоэффектов). Если такие мастера имеются и среди читателей данной статьи, им тоже не стоит пренебрежительно перелистывать журнал дальше - возможно, они смогут почерпнуть отсюда несколько полезных советов. А мы сейчас попробуем упростить задачу: остановиться на таком варианте, когда при помощи домашней музыкальной студии композиция подготавливается полностью, затем записывается на компакт-диск в обычном аудиоформате и в дальнейшем используется на дискотеке наряду с дисками известных исполнителей. Этот вариант, думается, наиболее приемлем для читателей данной статьи: все-таки музыкант, ориентирующийся на живое исполнение своих произведений, вряд ли будет много внимания уделять особо изощренным компьютерным спецэффектам, применение которых вручную часто просто невозможно.

В предыдущих статьях на тему "музыка и компьютер" было уже рассказано о том, каким образом можно создавать на PC собственные музыкальные композиции. Допустим, вы занимаетесь музыкой не как профессиональный исполнитель, а как ди-джей, но обладаете базовыми знаниями, творческим потенциалом и не собираетесь вечно анонсировать в микрофон чужие произведения. Теперь дело за малым: довести свои записи до такого уровня, чтобы бесстрашно ставить их вперемешку с теми популярными дисками, которые обычно находятся на пульте у вас под рукой. Этому и посвящена данная статья.

Принципиальное отличие ди-джея от композитора, как можно заметить, заключается в более узкой специализации первого и более серьезных требованиях к творчеству второго. Это вовсе не значит, что самостоятельно пишущий музыку ди-джей производит какую-то чепуху, недостойную высокого звания музыкальной композиции. Отнюдь! Просто он пишет именно танцевальную музыку, предназначенную в основном "для ног". А это значит, что он имеет большее, чем композитор, моральное право на следование стандартам, на использование (обыгрывание) уже известных публике фрагментов чужих произведений, на минимизацию основного мелодического ряда каждой своей композиции. С другой стороны, именно из-за следования выбранному "мейнстриму", будь то джангл, рейв или хаус, ди-джей больше усилий должен прилагать для аранжировки своей мелодии, для выделения ее из общего ряда подобных творений небольшими, но яркими особенностями, при этом и не выбиться из направления, и сохранить собственное, уникальное лицо. Задача не из легких! И именно использование компьютерной техники для обработки звука (с ее потрясающими возможностями и относительной простотой освоения) способно серьезно помочь ди-джею преуспеть в этом.

Так как в танцевальных композициях голос не играет большой роли (разве что в качестве бэк-вокала, такого же объекта для обработки и наложения эффектов, как и партия любого инструмента), начинающему знакомство с компьютерной техникой ди-джею можно предложить следующее: сначала создается композиция с использованием MIDI-инструментов из набора звуковой карты либо добытых другим путем; затем (если нужно) записываются голос, бэк-вокал, дополнительные последовательности звуков; в звуковом редакторе музыкальный ряд обрабатывается, обогащается эффектами, на него накладываются сэмплы и наконец, готовая композиция записывается на CD, чтобы потом на вашем рабочем месте за дискотечным пультом воспроизвести ее не составляло труда.

Основываясь на материале предыдущих статей, в качестве домашней студии ди-джея можно порекомендовать такой вариант: персональный компьютер (с достаточно объемным, на 10 и более Гбайт, жестким диском и оперативной памятью не менее 64 Мбайт), оснащенный, как минимум полупрофессиональной звуковой картой сэмплерного типа (с табличными синтезом, хорошими аудиовходом и выходом, как минимум, Creative Labs SoundBlaster Live!), устройство для ввода звуковой информации в компьютер (микрофон, проигрыватель, магнитофон) и, в идеале, устройство для записи компакт-дисков - CD-R или CD-RW. О выборе микрофона, а также редактора звуков упоминалось в статье "Композитор на все руки", посвященной компьютерной музыке (ПЛ № 11, 1999). О записи звука на CD, как и об оцифровке аналогового сигнала, поступающего на вход аудиокарты, очень подробно и хорошо рассказано в статье "Перезапись с магнитной ленты на CD" (ПЛ № 10, 1999). Поэтому остановимся сейчас на специфических аспектах "ди-джейской" работы со звуком: получении и применении сэмплов.

Вообще говоря, если вы собираетесь от начала и до конца делать музыку на своем компьютере, не прибегая к услугам студии (а для нужд ди-джея, работающего в баре или на дискотеке, этого вполне достаточно), без приличной библиотеки сэмплов вам не обойтись. С самим понятием сэмпла вы уже должны быть знакомы по предыдущим выпускам ПЛ - достаточно будет напомнить, что он представляет собой предварительно записанную (вами или кем-то еще) последовательность звуков, пригодную для дальнейшей обработки и использования в композициях. Свои собственные сэмплы применяются, как правило (по крайней мере, в первый раз), такими, какими они были созданы. Чужие же (вспомните об авторском праве, кстати!) лучше, да и интереснее разнообразными способами обрабатывать, смешивать с другими, менять.

Источников сэмплов в нашем огромном на первый взгляд мире не так уж и много. Прежде всего это вы сами. Ваши набитые мышкой в экранном эмуляторе MIDI-клавиатуры музыкальные фразы; записанные вами звуки природы, городских шумов или каких-то специально срежиссированных событий; мелодии со старых лент и пластинок - все это можно (и нужно, раз вы собираетесь заниматься музыкой профессионально!) понемногу собирать и хранить на своем компьютере в виде отдельной библиотеки .midi, .mp3 и .wav-файлов. Далее, диски с сэмплами, записанными профессионалами цифрового звука, можно купить в специализированных фирмах. Можно и просто попросить знакомого музыканта наиграть свою мелодию перед вашим микрофоном - только не забудьте заручиться его (письменным) согласием на использование этого фрагмента вами в дальнейшем. И наконец, в Internet также можно найти (зачастую огромные) библиотеки сэмплов.

Самому, конечно, добывать звуки для сэмплов гораздо интереснее и правильней, хотя этот способ и требует больше времени. Если оно у вас имеется, то берите, например, пишущий плейер и отправляйтесь "на охоту". Мало того, что звуки сами по себе могут оказаться весьма оригинальными, они еще и подтолкнут вас к созданию новой мелодии - ведь музыкант слышит ноты во всем, что его окружает, точно так же, как художник повсюду видит эскизы своих будущих полотен, а поэт - незарифмованные пока строчки стихов. Не бойтесь творить! Потом, когда материал наберется, придет время и для самокритики, и для более трезвой оценки того, что у вас получилось, но на первом этапе лучше не заниматься излишне глубоким анализом. В конце концов, в вашем распоряжении находится такое мощное устройство, как персональный компьютер, оснащенный всем необходимым для обработки и записи цифрового звука. Значит, даже из не слишком на первый взгляд интересного материала путем наложения эффектов, обработки, сведения можно получить очень даже привлекательный сэмпл. "Посредственность и труд, - как говаривал старик Гейне, - лучше, чем беспутство и гений". Насчет посредственности он, положим, утрировал, но мысль сама по себе очень продуктивная.

Много полезного материала для сэмплирования можно найти на древних виниловых дисках, бобинах, магнитофонных кассетах МК-60 завода "Тасма". В отношении соблюдения авторских прав к вам трудно будет предъявить какие бы то ни было претензии, но все-таки не увлекайтесь. Ограничивайтесь не слишком большими фрагментами - так, чтобы ваш собственный талант не оказался отодвинутым на второй план даром позабытого маэстро. Пусть вас не останавливает неудовлетворительное подчас качество звучания раритетных записей (хотя это еще как сказать - динамический диапазон приличного катушечного магнитофона с лихвой перекрывает аналогичный показатель CD-привода). Шумы, потрескивания, плавающее звучание можно либо устранить при помощи все того же звукового редактора, либо использовать себе на благо - придать композиции очарование старины. В любом случае, даже если сразу не удастся придумать, как именно использовать тот или иной сэмпл, - сохраните его в своей библиотеке. В будущем непременно пригодится.

Архивы сэмплов в Internet, - палка о двух концах. Главный их недостаток сопряжен с главным же их достоинством: они общедоступны, и потому пользуются ими все кому не лень. Правда, и тут на вашей стороне всегда останется главное оружие - воображение и музыкальный вкус. Internet содержит огромные библиотеки звуков, представленных непосредственно в компьютерном формате - от достаточно старых, разработанных еще для первых электронных синтезаторов, до самых свежих, созданных и опубликованных музыкантами-энтузиастами на собственных сайтах. Отыскать их не составляет труда - достаточно набрать в окошке поисковой машины вроде Yahoo! или Altavista примерно следующее: samples audio archive library pc.

Вот несколько адресов:

Приобретать диски (лицензионные) с готовыми сэмплами - вариант, пожалуй, наиболее подходящий из несамостоятельных. Во-первых, никаких вопросов относительно авторских прав: вы заплатили деньги, значит, используете эти файлы законно. Во-вторых, качество таких библиотек, выпускаемых для профессионалов, очень высоко даже по студийным меркам. Только не забывайте обращать внимание на то, в каком формате записан звук на приобретаемом вами диске. Лучше всего, если это так называемый формат PC - WAV- или AIFF-файлы. Они будут распознаны и воспроизведены любой приличной звуковой картой. Подойдут вам и диски формата Audio - обыкновенные звуковые компакты, сэмплы на которых записаны подорожечно. Здесь придется немного повозиться, "перегоняя" аналоговый звук в "цифру", но не нужно будет терять время на избавление от шумов. Такой диск, в зависимости от содержания, обойдется вам в $50-100, но экономия времени на первичную обработку звуков будет существенной.

Cakewalk Pro Audio
Программа Cakewalk Pro Audio от Cakewalk, — профессиональный MIDI- и аудиосеквенсор. Демоверсию программы (без возможности записи созданной композиции) можно скачать с сайта http://www.synthsounds.com/. Архив занимает чуть больше 10 Мбайт; инсталляция проходит при помощи стандартного менеджера установки. С программой можно ассоциировать расширение .mid, тогда при прослушивании MIDI-файлов будет использоваться именно она. Это имеет смысл, если вы лишний раз захотите попробовать «поиграть» с музыкальным треком, потренироваться в управлении MIDI-последовательностями. Обучение работе начинается с момента первого запуска программы — вам сразу предложат прочесть встроенный учебник-help и непосредствено приступать к осмысленным действиям по созданию и редактированию MIDI-файлов. Знатоки нотной грамоты вполне могут набрать желаемую партию в редакторе и тут же прослушать, как она зазвучит в исполнении того или иного инструмента; если же у вас имеется MIDI-контроллер, смело подключайте его — он способен серьезно облегчить работу. Когда полностью удовлетворяющая вас MIDI-запись исходной композиции оформится, ее можно будет преобразовать, скажем, в формат .wav и обрабатывать далее в каком-либо звуковом редакторе, например Sound Forge от Sonic Foundry, или Cool Edit Pro разработки Syntrillium Software Corporation.

Несколько советов по обработке и микшированию сэмплов наверняка не покажутся вам лишними. Ветераны звуковых дорожек рекомендуют обращать внимание на частоту дискретизации, с которой сделаны используемые вами сэмплы. Сейчас стандартом для аудиоаппаратуры считается 48 кГц, т. е. 48 000 раз в секунду выходным каналом цифрового аудио (скажем, выходом звуковой карты) формируется элемент звука. Раньше музыкантами использовались стандарты в 22 и 44 кГц, сейчас речь идет о переходе на еще более высокие частоты, но в любом случае сэмплы с дискретизацией менее 48 кГц использовать не стоит. Очень уж сильно будет выделяться низкокачественное звучание. Тем не менее совсем махать рукой на старые добрые сэмплы (22 кГц и ниже) не стоит. Ведь, загрузив их в звуковой редактор, всегда можно произвести так называемый ресэмплинг с интерполяцией, т. е. обратное преобразование с уже нужной вам частотой. Зато в вашем распоряжении окажется бесценное наследие прошлого!

Добавляя в композицию очередной инструмент, попробуйте не просто накладывать его на уже имеющийся звуковой ряд, а плавно вводить и выводить при помощи функций Fade In и Fade Out, присутствующих в каждом приличном звуковом редакторе. Попробуйте их хотя бы раз, проведя для сравнения и обычное наложение звуков, - вы убедитесь, что время потрачено на зря. Компьютерные технологии в музыке вообще хороши тем, что дают огромный простор творческому воображению аранжировщика. В звуковых редакторах присутствует, как правило, огромное количество разнообразных функций-эффектов. Поиграйте с ними, постарайтесь попробовать каждый из них хотя бы для нескольких композиций (если руководство с их подробными описаниями недоступно) - перед вами откроются совершенно новые горизонты. И конечно, трудно обойтись без советов более опытных в компьютерном деле товарищей. К счастью, музыканты и ди-джеи достаточно дружелюбно относятся к "своим", поэтому получить полезный совет, оказавшись в подходящей компании, будет совсем не трудно.

Обрезая треки (например, для наложения партии нового инструмента на имеющийся уже звуковой ряд) не поленитесь добиться максимального увеличения при помощи функции Zoom In (приближение). Резать надо в той точке, где синусоида сходится с осью абсцисс, т. е. громкость звука обращается в ноль. В противном случае эффект будет достаточно неприятным на слух: резко исчезнет партия инструмента. Конечно, для какой-нибудь психоделической композиции в духе неоавангарда это, может быть, и подходит, но для полноценного дискотечного трека - вряд ли. Хотя, если какие-то сомнения по поводу нужности или ненужности данного эффекта у вас остались, - примените оба варианта и сравните результаты на слух.

Если для вашей финальной композиции заготовлено несколько (или просто много) треков, немного разведите их по частотам установкой различных значений эквалайзера. Таким образом звучание всего произведения в целом получится более насыщенным и богатым. Наслаивание всегда делает звучание богаче, не забывайте об этом. И вообще, больше внимания уделяйте различным эффектам. Никогда не бойтесь экспериментировать - только так и рождается хорошая музыка. Попробуйте, например, обработать сэмпл так, чтобы тон его звучания резко менялся с периодом в несколько секунд. Для некоторых направлений, например джангла, это может оказаться настоящей находкой, как и совмещение исходного сэмпла с реверсированным (обращенным), особенно при наложении дополнительных эффектов вроде эха. Стандартными, но по-прежнему популярными являются сейчас трюки с оцифрованным вокалом, например наложение следующей по порядку фразы на музыку в тот момент, когда предыдущая только-только завершилась. Складывается впечатление, что певец не успел перевести дыхание, создается ощущение напряженности.

Одним из замечательных примеров того, как применение компьютерных технологий позволяет уравнять домашний ПК с мощной студийной аппаратурой, является эксайтер. Это устройство применяется аранжировщиками с начала

70-х гг., и многие сумели уже оценить его достоинства. Идея эксайтера заключается в том, что звук делится на два канала, один из которых особым образом обрабатывается, а другой оставляется без изменений, после чего оба трека снова сливаются в единую партию. Обработка одного из каналов производится так: звук "сжимается" (по амплитуде) и затем эквалайзером "вытягивается" по отдельным группам высоких частот. Какие именно частоты усиливать, зависит от конкретного инструмента, но если вы подвергаете такой обработке уже финальный файл композиции, хорошим решением будет диапазон 3-6 кГц. Не забудьте свести затем оба трека (обработанный и исходный) воедино. Вот, собственно, и все. Нехитрое преобразование (нехитрое для стандартного компьютерного редактора; в студии для него требуется отдельное устройство) приводит к тому, что все инструменты, а также партия голоса начинают звучать "живее". Чище, явственней, с "аппетитным" тембром - словно бы компрессированный трек с приподнятыми верхами служит "постаментом" для исходной композиции. Таким образом, затратив несколько минут на обработку файла перед записью его на CD, вы получите возможность существенно повысить качество звучания своей записи. И на равных поспорить с композициями других профессиональных ди-джеев.

Самое главное - никогда не забывайте о том, что ваш успех зависит от умения и таланта, причем от умения - в большей степени. Не теряйте веры в себя. Постоянно экспериментируйте. И не бойтесь играть на поле соперника! Ну и что же, что сэмпл А уже вторую неделю подряд использует ди-джей в баре напротив, а композиция на основе сэмпла Б давно прожужжала всем уши на соседней дискотеке! Возьмите их оба, обогатите эффектами, попросите знакомого флейтиста наиграть вам под запись тему сэмпла А, а в сэмпл Б введите мощную партию ударных из MIDI-библиотеки вашей музыкальной карты; затем сведите их вместе и обогатите звучание вариациями на тему полюбившегося лично вам сэмпла В. И смело в тот же вечер запускайте полученную композицию на публике. Вот увидите, если все сделано с душой и со вкусом, - все посетители обоих заведений будут ваши. И лишний раз вы сможете убедиться в том, что ничто в мире не способно сравниться с самым человеческим из всех человеческих чувств - наслаждением хорошо выполненной любимой работой...



 DJ нового формата
Лента новостей


2006 (c) Copyright Hardline.ru